ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА

ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА

ОРА́ТОРСКАЯ ПРО́ЗА, живая речь, получившая художественную разработку, благодаря которой она оказывает влияние на развитие всех видов прозы (см. Поэзия и проза).

Развитые каноны ораторского речевого этикета обнаружены у многих племен еще на стадии родового строя. В древней литературе Ближнего Востока речь советника к царю или отца к сыну стала классической формой дидактической литературы («Повесть об Ахикаре»). В древней литературе Китая речи царей, советников, полководцев (часто вымышленные) составляли целые сборники («Речи царств» и др.). Но наивысшее развитие древняя О. п. получила в Греции V—IV вв. до н. э. и в Риме I в. до н. э. Здесь разработана подробная теория риторики, почти без изменений унаследованная теориями словесности средних веков, Возрождения, нового времени. Различалось красноречие торжественное, совещательное и судебное; ведущую роль играло совещательное, т. е. политическое, красноречие. Речи ораторов стали в Греции записываться и стилистически обрабатываться с конца V в. до н. э.; вершинами классического красноречия считаются речи Исократа (предназначенные для чтения), Демосфена, Эсхина (IV в. до н. э.). Затем, с концом греческой демократии, политическое красноречие уступает место торжественному, панегирическому, а богатство художественных средств вырождается в нарочитую пышность (азианизм). О. п. пыталась преодолеть этот кризис путем подражания классическим ораторам, но преимущественно их языку, а не стилю (аттикизм). Такое сочетание аттикизма языка и азианизма стиля характерно для О. п. «второй софистики» (см. Софистика вторая) — Дион Хрисостом (I в. н. э.), Элий Аристид (II в.), Либаний (IV в.) и р. В Риме сенатские речи записываются с III в. до н. э., учителя риторики (первоначально греки) появляются во II в. до н. э. Расцвет классического красноречия относится к эпохе гражданских войн (I в. до н. э.); крупнейший его представитель Цицерон был практиком и теоретиком О. п. Затем, в эпоху империи, определяющим и здесь становится торжественное красноречие, а богатство стиля переходит в вычурность (Фронтон, Апулей, II в. н. э.).

В средние века О. п. становится достоянием христианской церкви, основной ее жанр — проповедь, в меньшей степени — полемическая речь на религиозные темы; по образцам О. п. строятся и письма. Светское красноречие сводится к панегирикам в честь правителей. Классиками христианского красноречия были на греческом Востоке Василий Великий, Григорий Назианзин и особенно Иоанн Златоуст (IV в.), на латинском Западе — Амвросий, Августин, Григорий Великий (IV—VI вв.). В Древнюю Русь ораторское искусство пришло из Византии и отчасти из Болгарии (Климент Охридский, Иоанн Экзарх); уже в киевскую эпоху О. п. достигает высокого мастерства (митрополит Иларион, Кирилл Туровский, позднее, в XIII в., Серапион Владимирский).

Эпоха Возрождения открывает античные памятники практики и теории О. п. и упражняется в подражаниях им; расширяется область светского красноречия (речи дипломатические, академические и пр.). Сильным толчком к оживлению и развитию О. п. были предреформация, реформация и вызванная ими религиозная борьба в Европе (Дж. Савонарола, М. Лютер, Т. Мюнцер, Ж. Кальвин, Дж. Нокс, с католической стороны — П. Скарга; следует особо отметить тяготеющие к бурлеску и каламбуру барочные проповеди августинца Абрахама а Санкта-Клара, XVII в.). В литературную систему классицизма О. п. входит как образец высокой торжественной речи, преимущественно панегирической, часто надгробной; наибольшее развитие это направление получило во Франции (Ф. де Саль, Ж. Б. Боссюэ, Ж. Б. Массийон и др.), но оказало влияние на всю Европу. В России О. п. возрождается в XVII в.; виднейшими ораторами барокко и классицизма были Симеон Полоцкий (XVII в.), Феофан Прокопович, М. В. Ломоносов, Г. Конисский (XVIII в.). Подъем политического красноречия наступает в эпоху буржуазных революций; важные образцы дала практика английских парламентарных речей и памфлетов (Дж. Фокс, У. Питт, Э. Бёрк, Р. Шеридан и др.), но вершиной была О. п. Великой французской революции (К. Демулен, О. Мирабо, Ж. Дантон, М. Робеспьер, Ж. П. Марат и др.). Дальнейшее развитие это направление получило в политической прозе XIX в. (У. Гладстон, А. Тьер, Дж. Мадзини и др.), а также в речах судебных ораторов (в России — А. Ф. Кони). Последнее значительное явление буржуазной линии О. п., органически связанное с английской парламентской традицией, — речи У. Черчилля времен 2‑й мировой войны 1939 — 1945.

Выступления революционного пролетариата положили начало новой эпохе О. п.; ее мастерами были К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин и такие деятели социалистического и коммунистического движения, как Ж. Жорес, К. Либкнехт, А. В. Луначарский.

М. Л. Гаспаров.


Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА" в других словарях:

  • ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА — (красноречие) живая публичная речь, получившая художественную обработку. Издревле развивались различные формы красноречия: торжественные (по случаю праздников), судебные и политические речи, проповеди, поучения. Многие жанры радио и… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ораторская проза — художественно обработанная речь, созданная с целью убедить аудиторию. В античности существовало торжественное, судебное и совещательное красноречие. В Древней Греции долгое время основным видом оставалось совещательное (политическое) красноречие… …   Литературная энциклопедия

  • ораторская проза — (красноречие), живая публичная речь, получившая художественную обработку. Издревле развивались различные формы красноречия: торжественные (по случаю праздников), судебные и политические речи, проповеди, поучения. Многие жанры радио и… …   Энциклопедический словарь

  • ораторская проза — (от лат. orare говорить) один из риторических (см. риторика) жанров: художественно обработанная и записанная живая речь, обращенная к слушателям; речь оратора. Произведения О. п. известны с древнейших времен. Ораторское искусство, достигшее… …   Словарь литературоведческих терминов

  • ораторская проза — в риторике: вид словесности, объединяющий судебную, политическую, гомилетическую, дидактическую, показательную, пропагандистскую, академическую прозу, представляющий собой обработанные записи ораторских речей; на образцах О.п. вырабатывается… …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Ораторская проза —    в риторике: вид словесности, объединяющий судебную, политическую, гомилетическую, дидактическую, показательную, пропагандистскую, академическую прозу, представляющий собой обработанные записи ораторских речей; на образцах О.п. вырабатывается… …   Риторика: Словарь-справочник

  • Проза — Проза. Характеристика П., как особого склада мысли и речи, визвестных отношениях противоположного поэтическому, сделана в статьепоэзия. С этой точки зрения П. тождественна с наукой .Противоположениенаучного закона и поэтического типа вполне… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Проза ораторская —    худож. жанр, возникший в Др. Греции в нач. V в. до н. э. Его появление связано с развитием демократ, обществ, устройства в городах Сицилии и особенно в Афинах, с потребностями открытого обсуждения вопросов гос. значения. О мастерстве гос.… …   Античный мир. Словарь-справочник.

  • Проза — Характеристика П. как особого склада мысли и речи, в известных отношениях противоположного поэтическому, сделана в статье Поэзия. С этой точки зрения П. тождественна с наукой; противоположение научного закона и поэтического типа вполне… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • РИТМИЧЕСКАЯ ПРОЗА — РИТМИЧЕСКАЯ ПРОЗА, 1) в широком смысле — фонетически организованная проза (преимущественно ораторская проза) с ощутимой упорядоченностью ритма. Наиболее ощутима такая закономерность перед синтаксическими паузами и после них, т. е. на стыках… …   Литературный энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»